Опубликовано: 22 июля 2025 г.
Метки: экспедиция, Черноморский гидрофизический подспутниковый полигон, Багаев А.В., Гайский П.В.
Сотрудники отдела гидрофизики шельфа Морского гидрофизического института РАН успешно провели ходовые испытания автоматизированного маломерного судна «Аурига», предназначенного для работы в прибрежных морских районах. Тестирование состоялось на Черноморском гидрофизическом подспутниковом полигоне в рамках комплексной морской экспедиции.

Судно «Аурига» представляет собой модульную систему, состоящую из четырех основных компонентов:
-
резиновая лодка – базовая платформа для размещения оборудования;
-
навесная рама – универсальный элемент, совместимый со стандартным транцем любой надувной лодки;
-
электромеханический механизм поворота мотора – обеспечивает точное маневрирование;
-
модуль автопилота – включает интегрированную систему связи, телеметрии и управления.

Модульность конструкции позволяет быстро адаптировать судно под разные исследовательские задачи и условия эксплуатации.
«Главное преимущество нашей разработки заключается в существенном ускорении процесса выхода в море для проведения оперативных измерений и доставки научного оборудования. Испытания продемонстрировали новый подход к организации полевых работ», – пояснил ведущий научный сотрудник отдела гидрофизики шельфа Андрей Багаев.

Во время эксперимента специалист в лодке занимался погружением измерительных приборов, в то время как оператор с берега дистанционно управлял движением судна к точкам замеров. Такое разделение функций значительно упрощает работу исследователей, освобождая их от необходимости одновременно управлять лодкой и проводить измерения.

Система продемонстрировала стабильную работу на расстоянии до 700 метров от береговой станции управления.

Судно совместимо с широким спектром специализированного научного оборудования, включая термокосы, термометры и солемеры. В ходе испытаний в качестве основного измерительного прибора использовался разработанный в МГИ термопрофилемер.
«В качестве бортового буксируемо-зондирующего прибора, регистрирующего на встроенную память и передающего по радиоканалу на берег измерительные данные о пространственных профилях температуры, мы использовали разработанный в МГИ термопрофилемер. Его длина –16 метров, а конфигурация включает 16 измерительных участков по 1 метру каждый. Определение заглубления нижней части распределенного датчика осуществлялось с помощью канала гидростатического давления. Были протестированы различные режимы буксировки и работа радиоканала связи, организованного на модулях LoRa 400 МГц на расстояния до 1 километра», – рассказал заведующий лабораторией инновационного морского приборостроения Павел Гайский.

Разработчики уже планируют следующий этап совершенствования системы.
«Перспективные улучшения включают интеграцию электронного компаса для повышения точности навигации, разработку алгоритмов автоматического движения по заданным галсам исоздание полностью автономных режимов работы. Эти нововведения сделают прибрежные морские исследования еще более эффективными и автоматизированными, снизив зависимость от человеческого фактора при проведении рутинных измерений», – пояснил ведущий инженер отдела гидрофизики шельфа Владимир Никишин.
Разработка выполняется в рамках темы госзадания №FNNN 2024-0016 «Прибрежные исследования».
Фото: Владимир Никишин, Сергей Щербаченко, Павел Гайский.