11 июня 2020 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Жака-Иво Кусто — легендарного французского исследователя океанов, изобретателя и автора множества книг и фильмов. Он прославил свое имя во всем мире и на все времена. За свою жизнь океанограф совершил тысячи погружений и снял об этом более 120 фильмов. Благодаря работе Жака-Иво Кусто люди узнали, как выглядит подводный мир. Не имея специального образования и научных степеней, он стал первым исследователем Мирового океана и был членом Французской академии. За свои открытия и вклад в науку Жак-Ив Кусто удостоен Ордена Почётного Легиона, ордена Морских заслуг и других не менее громких наград.
Научно-популярные фильмы под названием «Подводная Одиссея команды Кусто» надолго приковывали к себе внимание телезрителей. Отважный исследователь «голубого континента» многое сделал для того, чтобы секреты и тайны Мирового океана стали доступными для всех жителей планеты. Предлагаем вам познакомиться с интересными фактами о его жизни.
Российское Географическое Общество (РГО) отметило это событие лекциями о знаменитом Жак-Ив Кусто. Они были прочитаны 11, 23 июня и 2 июля 2020 г., лично знавшим Жака-Иво Кусто и членов его Команды, ученым океанологом, экспертом Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, членом РГО, кандидатом физ-мат. наук, Виталием Ивановичем Сычевым.
На сайте РГО можно познакомиться с лекциями В.И. Сычева.
Детство и первые его изобретения
Жак-Ив Кусто родился 11 июня 1910 года во Франции, в маленьком городке Сент-Андре-де-Кюбзак (предместье Бордо). Его отец Даниэль был адвокатом, известным на всю страну как самый молодой юрист, получивший докторскую степень. Мама мальчика, Элизабет, происходила из семьи фармацевтов, но сама занималась домашним хозяйством и воспитанием сыновьями. Семья постоянно проживала в Париже, но много путешествовала. В 7 лет Жаку был поставлен неизлечимый диагноз хронического энтерита, из-за которого он на всю жизнь остался более чем худощавым. После Первой Мировой войны семья Кусто переехала в США, где Жак-Ив увлекся механикой и изобретательством и совершил свое первое погружение под воду. В 13 лет он построил действующую модель автомобиля, а на изобретенную им собственную камеру начал снимать окружающий мир. Он интересовался таким количеством вещей, что на школьные уроки у него просто не оставалось времени, поэтому родители отправили сына в закрытый интернат, который он окончил с отличием. В возрасте 20 лет он окончил морскую школу и поступил в военно-морскую академию.
Жак-Ив Кусто мечтал о карьере в морской авиации, но в 26 лет попал в автокатастрофу в результате которой получил переломы обеих рук и сильно повредил позвоночник. Правую сторону его тела парализовало, врачи прогнозировали ампутацию конечностей, но он решил сам восстанавливаться. Для этого, превозмогая боль, он ежедневно по несколько часов плавал в Средиземном море. В период долгих месяцев реабилитации он придумал первые очки для подводного плавания.
В 1930 – 1933 гг. он учился в военно-морской академии Франции, из которой успешно выпустился артиллерийским офицером, в звании младшего лейтенанта. В 1930 г. он вместе со своей группой уходит в кругосветное плавание на корабле «Жанна д`Арк». По завершению обучения Жака направляют в военно-морскую базу в Шанхай. В эти годы он посещает Советский Союз, где много ездит и фотографирует, но до наших дней эти фотоснимки не сохранились, так как они были изъяты правительством.
Затем начались эксперименты по подготовки специальной экипировкой для погружения под воду и в 1943 г. был совершен переворот в мире подводных погружений морским офицером Жак-Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном.

Жак-Ив Кусто

Эмиль Ганьян
Они создали первый безопасный аппарат для дыхания под водой и назвали его аквалангом, с которым можно было длительное время находиться под водой и погружаться на глубину до 60 метров. В дальнейшем Жак-Ив Кусто использовал акваланг для изучения мирового океана, фотографирования и съёмки фильмов. Стоит отметить, что первый акваланг состоял только из регулятора и баллона со сжатым воздухом, а плавучесть контролировалась самостоятельно, без использования жилета компенсатора.

Жак-Ив Кусто в своем первом акваланге
В 1946 г. акваланг Кусто поступил в промышленное производство и в начале 50-х годов стал широко использоваться в Соединенных Штатах. Жак-Ив Кусто вместе со своими коллегами погружался на глубины до 90 м, где они вели наблюдения за жизнью обитателей моря, проникали в подводные пещеры, изучали останки затонувших судов. Во время погружений на большую глубину они подвергались переохлаждению, а также азотному наркозу и глубинному опьянению.
Кроме погружениий с аквалангом, Ж-И. Кусто на борту «Калипсо» совершал рейсы в различные участки Мирового океана с целью сбора научных данных и проведения наблюдений. Затем из подручных материалов он собрал водонепроницаемую видеокамеру для подводного плавания. На свою первую самодельную камеру он снял фильмы о жизни обитателей Средиземного моря: «18 метров в глубину» и «Затонувшие корабли». Позже он стал изобретателем первой телевизионной системы, предназначенной для съемок на большой глубине.
В жизни великого изобретателя и исследователя океана было множество сложных поворотов и две женщины, будто разделившие его жизнь на «до» и «после». Одна была рядом с ним, когда Жак-Ив Кусто был самым обычным юношей, сомневающимся в своих силах и способностях, а вторая была с ним рядом до конца его дней.
«Калипсо» и его личная жизнь
Жак-Ив Кусто был влюблён в Симону Мельхиор, которая родилась 19.01.1919 г., в Тулоне (Франция). Её отец, Анри Мельшио и оба деда, Жюль Мельшио (по отцу) и Жан Беме (по матери) были адмиралами французского флота.
Симона встретила 27-летнего морского офицера Жака на вечеринке в 1937 г., ей было 17, а ему 27 лет. Жак очень переживал, что она вряд ли теперь захочет связать свою жизнь с физически неполноценным юношей, но для Симоны это оказалось неважным и 12 июля 1937 г. они поженились в Париже. Она уже тогда видела в нем огромный потенциал и верила в его силы и во время совместных прогулок Жак-Ив и Симона много общались, строили планы на будущее. Когда Жак-Ив работал над своими изобретениями, Симона всегда была рядом с ним. Она занималась домом и воспитанием сыновей. При различных сомнениях мужа в правильности выбранного им пути, она передавала ему свою уверенность в его силах и таланте.
Для исследований, о которых мечтал Жак-Ив Кусто, требовались немалые деньги, но ему повезло. Ирландский миллионер Томас Лоел Гиннес предоставил ему в аренду за годовую плату всего в 1 франк бывший военный минный тральщик J-826, который тогда использовался в качестве парома.

Судно «Калипсо»
Назвав его «Калипсо» в честь морской нимфы, новоявленный капитан целый год переоборудовал, модернизировал судно и снабдил его оборудованием необходимым для океанографических исследований, дайвинга и подводных съемок. «Он будет моим домом, всей моей вселенной!» – говорил он друзьям. Длина «Калипсо» была 47 метров, ширина 7,7 метра, водоизмещение 360 тонн. Дальность автономного плавания (запас хода и жизнеобеспечения) 5000 морских миль или 9260 км. На судне имелась вертолетная площадка, подводные мотоциклы и «ныряющие блюдца». Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа были исследователями.
Однако для научных исследований и подводных съемок требовались немалые деньги, которых у него не было. Но у него была верная жена и чтобы его мечты осуществились, она готова была на всё.

Жак-Ив и Симона Кусто
Симона продала семейные драгоценности, чтобы на эти деньги приобрести топливо для «Калипсо», и свои меха для приобретения компаса и гироскопа. Когда судно было полностью готово, Жак-Ив Кусто счел важным, что первой на его палубу должна ступить его жена, благодаря усилиям которой его мечта воплотилась в жизнь. Она была верной помощницей знаменитого исследователя, а когда он занимался поисками спонсоров для финансирования своих проектов, она всегда оставалась на корабле, руководила работами и организовывала съемки. Жак-Ив разрабатывал новые приборы, она следила за подготовкой их к испытаниям и была в курсе всего, что происходило в команде. В 1952 году «Калипсо» отправилось в первое путешествие в Красное море, где Симона была единственной женщиной на борту. Летописцем экспедиции стал знаменитый режиссер Луи Маль, который по одноименной книге Ф. Дюма «В мире безмолвия» снял одноименный фильм. Его впечатляющие кадры имели оглушительный успех и вскоре картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскар» в Америке. В 1963 году Симона стала первой женщиной гидронавтом, живя в гидрополисе Starfish House (подводный дом «Морская звезда») в течение четырёх дней. Супруги воспитали двух сыновей – Жан-Мишеля и Филиппа.

Жак-Ив Кусто с сыновьями
Жан-Мишель Кусто родился 8 мая 1938 г. в Тулоне (Франция). Он был женат на Нэнси Марр, у них родились сын Фабьен и дочь Селин. В 1945 г., возрасте 8 лет, Жан-Мишель впервые нырнул с аквалангом. Несмотря на то, что он получил специальность архитектора, позже присоединился к «Обществу Кусто», созданному его отцом, и оставался вице-президентом общества на протяжении двадцати лет. В 1969 г. он начал заниматься переоборудованием судна «Королева Мэри», который благодаря его усилиям превратился в огромный Морской музей. Затем Жан-Мишель увлекся созданием фильмов об окружающей среде. В 70-х годах он основал «Общество будущего океана», природоохранную и образовательную организацию. Цель этой организации – выработка этики сохранения Мирового океана, проведение исследований и разработка образовательных программ.
В 2006 году Жан-Мишель Кусто выпустил серию фильмов «Океанские приключения», а в октябре этого же года, вместе с детьми, Фабьеном и Селин отправились с экспедицией на берега Амазонки, где ранее он со своим отцом прошел с кинокамерой всю длину реки. В апреле 2019 года в Приморье команда Жана-Мишеля Кусто приступила к работе по спасению касаток и белух в бухте Средняя (залив Восток в Японском море), где уже почти год живет около сотни китов.
Филипп Кусто – французский океанограф, родился 30 декабря 1940 г. в Тулоне (Франция). В возрасте 5 лет он первый раз нырнул с аквалангом, а к 7-ми годам овладел дайвингом на профессиональном уровне. Детство Филиппа Кусто прошло в путешествиях по миру и он изучил несколько языков. В 1965 году принял участие в одном из проектов Ж.-И. Кусто, где отвечал за киносъемочную часть эксперимента проживания под водой на глубине 100 м. В феврале 1967 года Филипп Кусто сопровождал своего отца в экспедиции на «Калипсо». Цель экспедиции – съёмка акул в Красном море и Индийском океане. Главным оператором экспедиции был Филипп, который позже изложил свои впечатления в книге «Великолепный варвар морей» (1970).
В 1979 году во время съемок очередного фильма Филипп Кусто погиб. Съемки проходили на гидросамолете «Каталина», которым управлял Филипп и когда он посадил машину на воду, «Каталина» внезапно и очень быстро стала тонуть, при этом крыло отделилось от фюзеляжа, и левый двигатель, оторвавшись, пробил кабину со стороны Филиппа. Летевшие с ним штурман Жан-Пьер Грос и ещё шесть членов экипажа чудом остались живы и, только благодаря помощи местных рыбаков они были спасены. Тело Филиппа Кусто не могли найти три дня. Семья Кусто похоронила его в море, в двадцати пяти милях от побережья Португалии. После его гибели у него остались жена Дженис Кусто и двое детей: дочь Александра (1976) и сын Филипп Кусто – младший (1980). Они стали океанографами и выступили в качестве соучредителей некоммерческой организации EarthEcho International. В Астурии (Испания) в честь их отца океанографа открыли Музей якорей Филиппа Кусто.
Эта трагедия стала причиной для разлада между супругами Кусто, они долгое время жили отдельно, но не разводились. Затем у Жака-Иво Кусто появилась новая избранница, стюардесса Франсина Триплет, с которой он познакомился во время очередного перелёта. Ему было уже почти 70 лет, но он очень влюбился в нее. Симона, узнав об увлечении мужа, не стала устраивать сцен и скандалов, она лишь попросила его только об одном: дать ей возможность и дальше находиться на «Калипсо», который стал для неё вторым домом. Симона угасла от онкологического заболевания и в 1990 г. она скончалась. После смерти жены Жак-Ив развеял её прах над морем, как она того хотела. Вскоре он оформил отношения с Франсиной, которая была на 36 лет младше мужа, и в этот же день Жак-Ив представил общественности своих детей Диану и Пьера, которым было 13 и 10 лет соответственно.
Новые изобретения и проекты Жака-Ива Кусто
Изобретения Кусто не ограничиваются только аквалангом, подводными очками самодельной камерой для съемок под водой. Далее последовали батискафы и подводные дома. В 1953 году он открыл эхолокацию китообразных, в 1957 вместе с напарником Жаном Молларом изобрел подводный батискаф, а в середине 60-х годов соорудил уникальные подводные дома. У него планы были грандиозные, часть из них он успел воплотить при жизни.
Батискаф «Denise» (Ныряющее блюдце)
В 1957 г. Жак-Ив Кусто вместе с напарником Жаном Молларом изобрел подводный батискаф, а в середине 60-х соорудил уникальные подводные дома. В них Кусто проводил свои эксперименты по выживаю людей на глубине до 100 метров в течение месяца. Спустя четыре года Denise (soucoupe plongeante, или с фр. «ныряющее блюдце») успешно проходит испытания. Внешне аппарат был желтого цвета и похож на летающую тарелку (НЛО) и вмещал только двух человек, которые управляли им в положении лёжа. «Ныряющее блюдце» могло погружаться на глубину до 300 м и двигаться со скоростью 1—1,5 узла с помощью двух водометных движителей. Оно оборудовалось манипулятором-клешней с гидравлическим приводом, гидролокатором, подводными фото– и кинокамерами с электронными лампами-вспышками, а также магнитофонами.

Жак-Ив Кусто в «Ныряющем блюдце» на «Калипсо»
В период с 1960 по 1964 гг. «Ныряющее блюдце» около 130 раз совершило погружений с различными учеными в Средиземном море. Важно, что «Ныряющее блюдце» было небольших габаритов, его максимальная длина около 3 м и вес 3600 кг, это позволяло перевозить его на самолете, что имело большое значение для проведения исследований в различных места земного шара. Уникальная команда Кусто представляла собой блестящий научный коллектив, способный решать сложнейшие задачи. В ее состав входили пионеры подводного плавания Фредерик Дюма (Диди) и Филипп Тайе. Поскольку Ж-И. Кусто стремился собрать интернациональный экипаж, к ним присоединились американцы – журналист Джемс Даген и опытный мореплаватель Белл Гроувнэ. Отрядом геологов руководил известный вулканолог Гарун Тазиев, ему помогали Владимир Нестеров и Жан Дюпа. Гидрологами командовал доктор Клод Франсис-Беф.
Меньшими братьями «блюдца» стали созданные им в 1967 г. подводные аппараты на одного человека и назывались они «морские блохи». Их длина была менее трех метров, но опускаться они могли уже до глубины 500 м.
В 1957 г. Жак-Ив Кусто был утвержден в должности директора Океанографического музея в Монако, это помогло ему в разработке и выполнении новых проектов.
Первый подводный дом «Диоген» проекта «Conshelf I»
Осенью 1962 г. Жак-Ив Кусто создал первый подводный дом в рамках проекта «Conshelf I» (рус.название «Преконтинент-1»), который установили в гавани Марселя на глубине 10 м. Этот подводный дом официально назывался «Conshelf I», а неофициально его называли «Диоген», так как это была просто бочка длиной 5 м и диаметром 2,5 м. Первыми «гостями» этого дома стали сам Ж-И. Кусто и два его ближайших друга-исследователя – Альбер Фалько и Клод Уэсли. Команда прожила неделю на глубине 10 метров, в течение которой они каждый день на пять часов выплывали из «Диогена» в море. Кроме того, за здоровьем водолазов постоянно следили врачи.

Установка подводного дома ConShelf I (Преконтинент-1)

Внутри подводного дома
Такой смелый эксперимент не стал для них тяжелым испытанием, команда по несколько часов в день изучала окрестности своего дома, внутри которого был телевизор, регулярное питание, общение по радиосвязи с товарищами, настольные игры. Эксперимент признали успешным, и было решено, немедленно приступить к следующей его части. Тогда на шельфе Красного моря разместили уже не один дом, а целый комплекс из четырех конструкций. Океанографы не только исследовали подводный мир, но проводили также важный эксперимент. Они выясняли, смогут ли аквалангисты без последствий опускаться на большие глубины и спокойно возвращаться в подводное жилище, и оказалось, это было вполне реально. На поверхности глубоководников ждала бы смерть от резкого всплытия и кессонной болезни, но подводные дома решали эту проблему.
Подводные дома проекта «ConShelf 2»
В 1963 году был запущенный новый проект «ConShelf 2» («Преконтинент-2»). Для проведения нового эксперимента был выбран шельф Красного моря, недалеко от побережья Судана.
Подводный комплекс «ConShelf II» представлял собой не единое строение, а целый комплекс состоящий из 2–х кораблей «Калипсо» и «Розальдо», 20 моряков и 5 ныряльщиков. На морском дне расположилась целая подводная деревня, состоявшая из нескольких специализированных сооружений. В морской деревне был гараж для «Denise» (Ныряющее блюдце), где они могли производить текущий техосмотр, зарядку систем лодки и даже мелкий ремонт. Как и во всякой деревне, был склад, похожий по форме на двухскатную палатку. На складе хранились скутера-буксировщики для акванавтов, запасные баллоны с воздухом и другие необходимые вещи.

Подводный комплекс проекта ConShelf II
Подводный дом «Морская звезда»
Подводный дом «Морская звезда» был самым крупным в подводном комплексе, который имел форму в виде морской звезды с четырьмя «лучами» и состоял из пяти комнат. В центральном отсеке имелись два больших иллюминатора. В двух отростках размещались спальные отсеки по четыре койки в каждом, в третьем — лаборатория, кухня, фото-комната, а в четвертом находилась кладовая, где хранилось водолазное снаряжение, входной люк и душ. Дом-звезда был установлен на глубине 11 м. Его обитатели дышали воздухом, подаваемым по шлангу с обеспечивающего судна «Розальдо», в доме была установлена система кондиционирования. Шесть человек прожили в нем почти месяц, параллельно изучая геологию океана и исследуя морских жителей.

Подводный дом «Морская звезда»
Кстати, участники проекта коротали время в компании первого подводного попугая. В книге «Мир без солнца» Жак Кусто написал «Наш попугай удивительно хорошо приспособился к жизни под дополнительным давлением и вместе с нами поднимется на поверхность целым и невредимым. Сидя на руке своего крестного – Клода Уэсли, попугай наблюдает, как перед иллюминатором проплывают рыбы». На самом деле, птица служила своего рода датчиком качества воздуха и если бы в нем повысилось содержание углекислого газа, пернатый «водолаз» первым почувствовал бы недомогание.
Подводная «Ракета»
Кроме «Морской звезды» в подводном комплексе было и еще одно важное строение – «Ракета», которое с точки зрения всего проекта была более интересна. Она имела форму башенки и располагалась на глубине 30 метров и предназначалась она для того, чтобы выяснить, как именно аквалангисты перенесут крайне тяжелые условия подводной работы и жизни. В отличие от «Морской звезды», «Ракета» была скорее не дом, а карцер, в нем было очень мало места, постоянная духота, высокое давление и экспериментальная смесь гелия, азота и кислорода вместо воздуха, тьма и акулы вокруг. В общем, все, чтобы проверить себя в настоящей стрессовой ситуации. Этот эксперимент тоже оказался удачным, и все в нем показали себя отлично. Первое, что сделали исследователи, когда они вернулись обратно после ужасающей недели и опасности декомпрессии, они выкурили по полной трубке табака и наконец-то выспались.

Подводная «Ракета»
Проект «ConShelf II» подарил настоящий триумф Жак-Ив Кусто и его команде. Они не только привлекли внимание всего мира к новой перспективе развития человечества, но и в 1965 г. получили «Оскар» за лучший документальный фильм «Мир без солнца». После успеха проекта «ConShelf II» Жак-Ив Кусто продолжил разработки и эксперименты по проекту «ConShelf III».
Проект «ConShelf III»
В 1965 году был начат проект ConShelf III, третий и, к сожалению, последний крупный эксперимент команды в этой сфере. Он был еще более амбициозным, еще более совершенным, но все же последним. Третий проект должен был продемонстрировать возможность людей жить и работать на глубине уже 100 м.

Проведение научных исследований в Средиземном море по проекту «ConShelf III»
Большой купол был размещен на дне Средиземного моря между Ниццей и Монако на глубине 100 метров. Шестеро человек (среди них и сын Кусто, Филипп) на протяжении трех недель выживали в подводном доме, который был гораздо более автономным, чем предыдущие. Жак-Ив Кусто и его команда постарались создать первооткрывателям комфортные условия. Их ежедневный рацион состоял из свежих морепродуктов и овощей, консервов и выпечки и они могли выбирать себе меню, позвонив повару на «Калипсо». Вентиляция с помощью труб позволяла поддерживать настолько комфортный микроклимат, что жители «Морской звезды» даже покуривали трубки и сигареты, а иногда могли выпить вина. Попутно океанавты третьего проекта занимались множеством экспериментов чисто практического свойства, которые должны были дать массу информации для нефтедобывающих компаний.
Несмотря на то что все три проекта были успешными, на дальнейшее проведение работ Жак-Ив Кусто не получил финансирования и ему пришлось отказаться от своих планов по обживанию толщи воды.
Жак-Ив Кусто открыл людям не только «голубой континент», но и был одним из первых экологов, обеспокоенных изменением климата, защитником моря и природы.
Экологические исследования Команды Кусто
В 1960 году в Средиземном море должна была появиться свалка радиоактивных отходов. Французская Комиссия по атомной энергии даже сообщила, что проект поддержали океанографы, так как ученых убедили в том, что количество отходов будет гораздо меньше, чем оказалось по факту. Но Жак-Ив Кусто запустил громкую общественную кампанию против свалки, и активисты остановили поезд с отходами, рассевшись на железнодорожных путях.
В 1972-1973 гг. Команда Кусто впервые побывала на самом холодном континенте Земного шара Антарктиды. Это была одна из самых выдающихся и захватывающих экспедиций Жака-Иво Кусто. В ходе своего исследования он доказал огромную роль снежного материка в поддержании климатического, водного и температурного баланса на Земле.
В 1959 году был подписан Международный Договор об Антарктике, который гарантировал неприкосновенность континента, однако в конце 80-х в мире вновь заговорили о возможности использовать Антарктиду как источник полезных ископаемых. Жак-Ив Кусто решил вмешаться и в 1990 г. фонд Кусто запустил всемирную петицию о запрете на добычу полезных ископаемых в Антарктиде, она прошла успешно, и запрет вступил в силу. Сейчас в Антарктиду прибывают только ученые и туристы. А недалеко от бразильской антарктической станции «Команданте Феррас» находится скелет горбатого кита, кости которого в этом месте появились в 1972 году благодаря Кусто, который с их помощью хотел напомнить о трагической судьбе китов в ХХ веке.
Корабль под турбопарусами
В начале 1980 г. у Жака-Иво Кусто родилась идея, чтобы создать максимально экологичный, удобный и современный корабль для исследования морских глубин и поверхности Мирового океана.
В 1981 г. Жак-Ив Кусто впервые испытал прототип турбопаруса на катамаране «Ветряная мельница» (Moulin à Vent). Это было самым крупным успешным плаванием катамарана из Танжера (Марокко) в Нью-Йорк под присмотром более крупного корабля экспедиции.

Корабль под турбопарусами «Алкиона»
В апреле 1985 года в порту Ла-Рошель был спущен первый полноценный корабль, оборудованный турбопарусами «Алкиона», который приобрел фонд Кусто. При постройке «Алкиона», Жак-Ив Кусто учёл опыт и совместно с инженерами-судостроителям разработал прочный алюминиевый корпус. Судно имеет кормовую часть, подобную катамарану, которая придают судну остойчивость, а одиночный нос был заложен в конструкцию для того, чтобы разрезать волны и облегчать движение в штормовом море. Оба паруса включали также осевые турбины для выработки энергии, а управление системой осуществляли компьютеры, которые также координировали работу турбопарусов и дизелей. Два турбопаруса установленные на корабле позволяли экономить до 50% горючего. Для управления судном достаточно всего 5 человек. Судно было названо по имени Алкионы, дочери древнегреческого бога ветров Эол. В настоящее время «Алкиона» находится на плаву и является единственным крупным кораблем флотилии команды Кусто.
Жак-Ив Кусто скончался 25 июня 1997 г., в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. В ноябре 2009 года по указу президента Мексики один из островов в море Кортеса был переименован в остров Жака Кусто.
Наследие капитана Кусто
Жак-Ив Кусто вошел в историю не только как выдающийся исследователь Мирового океана, но и как талантливый кинематографист, работы которого приоткрыли завесу тайн подводной жизни для всего мира. За время исследований на «Калипсо» он прошел более миллиона морских миль, побывал в десятках экспедиций в различных частях света, подарил телезрителям ощущение духа морских приключений. В настоящее время у стен этого музея стоит его подводная лодка (батискаф) желтого цвета, оборудованная специально для исследований Мирового океана, она была частью корабля «Калипсо».

Подводная лодка Жака-Ива Кусто
К сожалению, 11 января 1996 г. «Калипсо» столкнулась в Сингапурской гавани с баржей и затонула. Судно оставалось под водой 17 дней, после чего было поднято и отбуксировано во Францию. Некоторое время оно стояло в Марселе, а в 1998 г., уже после смерти Ж-И. Кусто, его отбуксировали на атлантическое побережье Франции в Морской музей в Ла-Рошель. Тогда же было заявлено о планах превращения «Калипсо» в плавучий музей.
Обеспокоенный разрушением морских экосистем в 1973 г. Жак-Ив Кусто основал некоммерческое по охране морской среды «Общество Кусто», которое действуют и сегодня.
За свои исследования и книги он удостоен многочисленных наград, включая Орден Почетного легиона.
Красная шапочка
Фирменным знаком Жака-Иво Кусто была красная шерстяная шапка, которую он носил практически не снимая и надевал шапку сразу, как только поднимался на борт корабля из воды. Много ходит легенд вокруг знаменитого аксессуара Кусто, и по одной из версии означает, что Кусто хотел привнести в свою команду заметный элемент, некий символ узнаваемости. Но причина проста, так как во время погружения вода попадает в уши, поэтому риск переохлаждения на воздухе возрастает. Ведь даже небольшого воспаления достаточно, чтобы при следующем погружении отек уха спровоцировал необратимые повреждения барабанной перепонки из-за давления воды, так что шерстяная шапка – это необходимость.

Жак-Ив Кусто в красной шапке
Мир Жака-Ива Кусто в книгах и фильмах
Жак никогда не мечтал стать режиссером, он снимал подводный мир исключительно в исследовательских целях, но вскоре понял, что на уникальном материале можно зарабатывать. Он снимал и монтировал фильмы в первую очередь для того, чтобы зарабатывать деньги на дальнейшие свои экспедиции. Когда он почувствовал интерес общественности к своему делу, ученый стал в своих фильмах больше внимания уделять проблемам экологии и призывам беречь планету. Благодаря фильмам ученому удалось привлечь внимание к загрязнению океанических вод, браконьерству, изменению климата. Фильмы Кусто высоко ценили кинематографисты, за которые он получил множество наград, среди которых четыре «Оскара».
В начале 40-х годов Жак-Ив Кусто создал кинокомпанию под названием «Объединенные акулы». В 1954 году, Жак-Ив Кусто, вместе с кинематографистом Луи Малем отправляются в Красное море и Индийский океан, где снимают документальный сериал «Одиссея команды Кусто». Позже на свет появился фильм «Миры тишины», который и по сей день считается одним из самых лучших о подводной жизни и этот фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и получил «Оскара». Без главных мировых кинопремий не остались также и другие работы Кусто. Так, фильм «История красной рыбы» получил приз на Каннском фестивале и ему была вручена премия «Оскара». В 1966 г. Жак-Ив Кусто запустил свой первый часовой телевизионный спецпроект «Мир Жака-Ива Кусто», а в 1968 году он выпустил телевизионный сериал «Подводный мир «Жака-Ива Кусто», который длился девять сезонов. В период с 1975 г. по 1995 гг. он снял такие фильмы: «Путешествие на край света» (1975), «Оазис в Космосе» (1977), 1981-1982 - «Приключения в Северной Америке» (1981-1982), «Амазонка» (1982-1985, «Повторное открытие мира» (1986-1999) и «Легенда «Калипсо» (1995) и другие. Эти фильмы пользовались грандиозным успехом, так как позволяли людям заглянуть в такие места, которые обычно им были недоступны.
Жак-Ив Кусто написал 50 книг, например такие как: «В мире безмолвия» (1953), «Живое море» (1963), «Мир без солнца» (1965), «Акула: Блистательный варвар морей» (1970), «Жизнь и смерть кораллов» (1971), «Дельфины» (1975), «Жизнь на краю земли» (1979), «Путешествие в Амазонку Жака Кусто» (1984), «Жак Кусто: Мир океана» (1985) и много других.
Продолжение дела Жака-Иво Кусто в его детях и внуках
Дети Филиппа Кусто, Филипп-младший и Александра, и их сестра Селин (дочь Жан-Мишель Кусто ) продолжили дело отца и деда, сейчас они занимаются морскими исследованиями и экологией.
Сын Жан-Мишель Кусто, Фабьен по образованию архитектор, но в 1979 году после гибели своего младшего брата Филиппа присоединился к команде отца. Фабьен стал снимать фильмы и вместе с отцом и сестрой Селин создали трехлетний документальный сериал Ocean Adventures.

Семья Кусто: Фабьен, Селин и их отец, Жан-Мишель, 2007, съемки фильма «Ocean Adventures»
В семь лет Фабьен профессионально нырял и постоянно рядом видел акул, и это всегда было чем-то совершенно естественным. Акулы, говорил Фабьен, признак здоровой экосистемы, а сейчас он видит акул гораздо реже. В 2000-х годах Фабьен создал подводную лодку – акулу «Троя». Она была настоящим шедевром безумной инженерной мысли и своим внешним видом должна была обмануть белых акул. Она предназначалась для изучения жизни акул и увидеть как они между собой общаются.

Подводная лодка-акула. Воды Гваделупы, 2006 г.
Фабьен о своей бабушке Симоне так вспоминает: «Моя бабушка была на «Калипсо» больше, чем дед и папа, вместе взятые. На самом деле она была настоящим капитаном судна».
Жак-Ив Кусто известен всему миру как исследователь океанов, коралловых рифов и морского дна, но вот мало кто знает, что ученый также интересовался и пресными водами. Например, изучению крупнейшей в мире реки Амазонки он посвятил два года и в 1982 г. по ее исследованиям они сняли шестичасовой документальный фильм. Во время экспедиции была собрана огромная база данных о природе и экосистеме акватории. Эта экспедиция была примечательна тем, что исследования велись не на борту «Калипсо», так как морское судно не было приспособлено к пресной воде реки, поэтому им пришлось передвигаться на моторных и речных лодках, байдарках, плотах, гидроплане, вертолете и грузовике-амфибии. Эта экспедиция не осталась незамеченной, и команде Кусто удалось привлечь внимание общественности к глобальным экологическим проблемам региона. Однако, память о Жак-Ив Кусто запечатлена не только во Франции, но и в России. Например, одна из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга с углублённым изучением французского языка названа его именем.
Жак-Ив Кусто своим друзьям часто повторял: «Если хочешь чего-то добиться в жизни, не стоит разбрасываться, двигайся в одном направлении. Не стоит стараться чересчур, лучше прикладывать постоянное, неослабевающее усилие» – это было кредо всей его жизни.
Материал подготовлен сотрудниками Музея МГИ:
-
научным сотрудником отдела взаимодействия атмосферы и океана, кандидатом географических наук Татьяной Михайловной Баянкиной;
-
старшим научным сотрудником отдела взаимодействия атмосферы и океана, кандидатом физико-математических наук Анатолием Александровичем Сизовым;
-
младшим научным сотрудником отдела динамики океанических процессов Светланой Федоровной Пряхиной.