Опубликовано: 18 февраля 2022 г.
Метки: школа, молодые ученые

С 14 по 16 февраля в 5 городах России от самой западной точки до Дальнего Востока: в Москве, Астрахани, Владивостоке, Калининграде и Севастополе – прошла научная школа «Плавучий университет 2022». Для участия в школе было подано около 1200 заявок от студентов, учащихся и молодых ученых из более 140 организаций. Научные школы в рамках программы «Плавучий университет» поддержали 20 организаций, объединившись на 6 площадках:
-
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Москва;
-
Центр морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва;
-
Астраханский государственный университет, Астрахань;
-
Институт Мирового океана ДВФУ, Владивосток;
-
Балтийский федеральный университет им. И. Канта и Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Калининград;
-
Федеральный исследовательский центр «Морской гидрофизический институт РАН» и Федеральный исследовательский центр «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН», Севастополь.
В течение трех дней участники школы слушали лекции по общим вопросам современной океанологии от ведущих ученых, являющихся руководителями международных проектов и экспедиций. Лекции проводились очно и транслировались на все площадки от Калининграда до Владивостока, дистанционно выступали лекторы из Норвегии. Каждая площадка научной школы разработала для участников профильную программу мероприятий, включающую узконаправленные лекции по региональным вопросам океанологии, мастер-классы, дискуссии и встречи, экскурсии и знакомство с лабораториями научных институтов, посещение профильных музеев. Все усилия площадок были направлены на то, чтобы помочь студентам определиться с выбором профессии и научного направления.
Расписание прошедших мероприятий и записи мероприятий по всем площадкам доступны на сайте школы.
Участникам школы «Плавучий университет 2022» в Севастополе ученые Морского гидрофизического института РАН (МГИ) и Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (ИнБЮМ) представили обзорные лекции по истории исследования Черного моря, гидробиологическим, гидрохимическим, гидрологическим исследованиям институтов в акватории Черного и Азовского морей. Также прозвучали доклады сотрудников МГИ и ИнБЮМ, посвященные изучению Арктических морей России и Южного океана.
Молодые ученые посетили флагман научно-исследовательского флота Черного моря НИС «Профессор Водяницкий». Экскурсию по судну с демонстраций научно-исследовательской аппаратуры, научных лабораторий, машинного отделения, кают-компании и капитанского мостика провел помощник капитана по научно-технической службе Виктор Викторович Давыдов.



Про историю и основные научные открытия Морского гидрофизического института РАН рассказал в музее МГИ старший научный сотрудник Анатолий Александрович Сизов.

Ведущий научный сотрудник ИнБЮМ Сергей Анатольевич Царин познакомил участников школы с уникальной коллекцией гидробионтов Мирового океана, не уступающей по своей ценности лучшим мировым аналогам. В центре коллективного пользования «Спектрометрия и хроматография» ИнБЮМ молодые исследователи узнали о современном оборудовании и перспективных направлениях гидробиологических исследований. Молодые ученые также побывали в лаборатории отдела биотехнологии и фиторесурсов ИнБЮМ, где им продемонстрировали современные разработки в области культивирования микроводорослей.

«Мы очень рады, что в 2022 году к научной школе Плавучего университета, присоединились организации по всей России! Каждый год на протяжении 5 лет это мероприятие собирает всё больше заинтересованных студентов и нам важно, чтобы они находили свой путь в океанологию не только в Москве, но и у себя в регионах. Уже сейчас нам пишут ведущие университеты, готовые в следующем году присоединиться к организации научной школы Плавучего университета на своих площадках», – прокомментировала руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет ИО РАН» Наталья Борисовна Степанова.
Закрывая работу севастопольской площадки, директор Морского гидрофизического института РАН Сергей Карпович Коновалов от лица руководства двух федеральных исследовательских центров поздравил слушателей школы с участием в проекте и пригласил всех, кому интересна океанология, начать свой путь в науке с работы в лабораториях МГИ и ИнБЮМ.

Научная школа является первым этапом научно-образовательной программы «Плавучий университет», направленной на создание среды для осуществления научно-исследовательской экспедиционной деятельности студентами под руководством молодых научных сотрудников и повышение их профессиональной квалификации в дополнение и в тесной связи с существующими традиционными способами образования. Программа предполагает годовой цикл, включающий в себя 4 этапа: лекции и семинары в рамках научной школы (1 этап); последующий конкурсный отбор и предэкспедиционную подготовку студентов (2 этап), прибрежную научную практику или морскую экспедицию (3 этап); представление участниками полученных результатов на конференциях и подготовку научных публикаций (4 этап).
В 2021 году проект «Обучение через исследование – Плавучий университет» (Training-through-Research (TTR) – Floating University), разработанный руководителями российских программ из МГУ, ИО РАН и МФТИ, прошел конкурсный отбор и был включен в международный план действий Десятилетия наук об океане внутри программы Early Career Ocean Professionals. Функции национального комитета по десятилетию ООН исполняет межведомственная национальная океанографическая комиссия (МНОК) РФ, внутри которой сформирована рабочая группа по программе «Плавучий университет» во главе с заместителем заведующего кафедрой термогидромеханики океана МФТИ, старшим научным сотрудником Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Натальей Степановой.
На протяжении тридцати лет, с первой экспедиции геологического факультета МГУ, студенты проходят обучение по программам плавучих университетов в различных регионах России. При поддержке Министерства науки и высшего образования и в рамках Десятилетия наук об океане программы переходят на следующий уровень развития ― ведётся разработка общей программы подготовки морских исследователей, рассчитанной на один год и включающей интенсивное взаимодействие студентов и ученых во время научной школы, морской экспедиции, подготовки и публикации полученных результатов. Координирующая роль по развитию и проведению в России программы «Плавучий университет» возложена на Московский физико-технический институт.