Пусть новое судно носит имя академика Шулейкина!

Опубликовано: 6 апреля 2021 г.
Метки: история МГИ, Минобрнауки


На запрос Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по названиям для новых научно-исследовательских судов (строительство которых было начато в рамках национального проекта «Наука и университеты» в конце 2020 года) от Морского гидрофизического института был подготовлен официальный документ с обоснованием присвоения современному судну имени основоположника отечественной физики моря академика Василия Владимировича Шулейкина.

С предложением назвать будущее судно именем основателя первой в мире стационарной гидрофизическую станции (Черное море, пос. Кацивели), с которой берет свое начало Морской гидрофизический институт, выступили авторы книги «История Морского гидрофизического института» – Татьяна Михайловна Баянкина, Анатолий Александрович Сизов и Светлана Федоровна Пряхина. Их идея была всецело поддержана дирекцией и коллективом МГИ.

Важно отметить, что в истории отечественного научного флота уже было судно с таким названием. НИС «Академик Шулейкин» построили в 1982 г. в Финляндии для полярных океанографических исследований Советского Союза.

НИС «Академик Шулейкин»

Первоначально это было исследовательское судно ледового класса «1A Super», которое идеально подходило для работ в полярных районах с тяжелым морским льдом (технические характеристики НИС «Академик Шулейкин»: длина – 71,61 м, ширина – 12,8 м, осадка – 4,5 м, крейсерская скорость – 11–12 узлов, водоизмещение – 2140 т.). Корабль передали Арктическому и антарктическому научно-исследовательскому институту (ААНИИ). Но с 1989 года, в связи с экономическими трудностями в стране, вектор развития поменял направление, научный флот сокращался. Из состава флота ААНИИ были выведены 5 судов, в том числе и НИС «Академик Шулейкин». В 2000 г. в Санкт-Петербурге судно полностью переоборудовали в пассажирское для экспедиций в полярные регионы. Затем оно перешло в собственность компании «Полярная экспедиция» (г. Санкт-Петербург) и было переименовано в Polar Pioneer. В настоящее время круизное судно Polar Pioneer используется для туризма в арктических и антарктических водах и перевозит более 50 пассажиров.

Круизное судно Polar Pioneer

Таким образом, имя выдающегося исследователя Мирового океана так и не закрепилось в научном флоте, а ведь перечень его заслуг перед отечеством достаточно велик. Проведенные им расчеты и составленные практические таблицы прочностных характеристик припайного льда с успехом использовались для прокладки зимой 1941–1942 гг. по льду Ладожского озера «Дороги жизни» и организации ледовых переправ в прибрежных районах северных морей. Сталинскую премию за фундаментальный труд «Физика моря» он получил в 1942 году в самое тяжелое время Великой Отечественной войны. Это подчеркивает значимость вклада Василия Владимировича Шулейкина в океанографические исследования, имевшие, в том числе, большое оборонное значение.

Коллектив Морского гидрофизического института искренне надеется на то, что одному из строящихся судов все-таки присвоят это легендарное имя.

Все поступившие от подведомственных Минобрнауки России организаций предложения о названии новых судов будут рассматриваться на заседании рабочей группы Министерства. Из предложенных названий эксперты отберут не более 5 вариантов.

Затем имена новых НИС будут определены большинством голосов в ходе открытого всеобщего голосования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».