Опубликовано: 7 ноября 2018 г.
Метки: популяризация науки, море знаний
С 29 по 31 октября 2019 г. в Морском гидрофизическом институте в четвертый раз проходил Региональный интеллектуальный марафон по океанологии «Море знаний». Это один из основных научно-популярных проектов в Севастополе, которые проводятся под эгидой Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+». Марафон посвящен Международному дню Черного моря. Цель проекта — привлечь внимание школьников к такой интересной науке, как океанология, и к профессии ученого, изучающего океан.
Программа проекта «Море знаний — 2019» включала в себя интеллектуальный конкурс, состоящий из отборочных игр и супер-игры, творческий конкурс «Давайте беречь наше море», интерактивную выставку «Мир науки», просмотры научно-популярных фильмов, познавательный квест «Город у моря». В рамках IV Марафона впервые в Севастополе прошло научно-популярное мероприятие Science Slam School.
В день открытия марафона, 29 октября, состоялись отборочные игры интеллектуального конкурса. В них приняли участие 11 школьных команд. Каждая команда состояла из пяти игроков — учеников 7 — 9-х классов. Для того, чтобы выйти в финал, школьникам предстояло решить задания пяти разноформатных конкурсов и набрать как можно больше очков для своей команды. Отборочная игра включала уже привычные (для тех, кто раньше участвовал в марафоне) вопросы формата «Что? Где? Когда?», «Ассоциации», «Верю — не верю», «Угадай объект/явление/животное по картинке» и многими любимый конкурс «Что изменилось на карте?», правда, в этом году вместо карты игрокам была предложена периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Все задания интеллектуального конкурса были разработаны командой сотрудников двух научно-исследовательских институтов — МГИ и ИнБЮМ. Для подготовки к марафону школьникам заранее были отправлены электронные материалы, рекомендованные организаторами проекта.
Интерактивная выставка «Мир науки» предоставила возможность каждому участнику мероприятия совершить свое маленькое открытие на фестивальной площадке. Для кого-то таким открытием стала удивительная жизнь хищного моллюска рапана, кто-то увлекся разгадками тайн далеких планет, кому-то захотелось вместе с учеными сходить в экспедицию и применить на практике ранее невиданные приборы, а кто-то впервые услышал о том, что океан можно изучать дистанционно с помощью компьютерных моделей, спутников и дрифтерных технологий. В работе выставки принимали участие сотрудники Морского гидрофизического института, группа коллег из Института биологии южных морей им. А.О. Ковалевского, партнеры проекта из Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя, преподаватели и воспитанники Малой академии наук, представители Крымской астрофизической обсерватории.
Отдельный экспозиционный уголок, посвященный истории Морского гидрофизического института, приготовили сотрудники Севастопольского военно-исторического музея-заповедника.
По итогам отборочных игр в финал вышли четыре команды: команда школы «Мои горизонты» с одноименным названием, гимназии №1 — «Адреналин», школы № 19 — «Волна» и школы № 57 — «Бригантина».
Второй день Марафона был посвящен супер-игре. В этот раз она называлась «Охота за сокровищами Черного моря». Каждой команде предстояло проложить свой путь, руководствуясь настоящей пиратской картой, и собрать как можно больше сокровищ в виде разгаданных вопросов. Каждая ячейка карты хранила в себе определенное задание. Это были и привычные вопросы из серии «Что? Где? Когда?», и блиц-вопросы, и захватывающие видео-загадки, где по фрагменту знакомого фильма или мультфильма нужно было отгадать явление или процесс в Мировом океане. Самым неожиданным для игроков стало задание формата «Черный ящик». В студию выносился незнакомый научный инструмент, а ребятам за две минуты нужно было определить, как ученые используют его в своей работе, и отгадать название этого прибора.
Финальная игра была красивой и достойной. Компетентное жюри, в состав которого входили кандидаты и доктора наук, отметили высокий уровень подготовки играющих команд. В результате честной борьбы победителями IV Регионального интеллектуального марафона по океанологии «Море знаний» стали: команда «Бригантина» ГБОУ СОШ № 57, занявшая 1-е место; команда «Волна» ГБОУ СОШ № 19 — 2-е место; команда «Адреналин» гимназии № 1 — 3-е место.
После напряженного финала командам было предложено поучаствовать в познавательном квесте «Город у моря». Даже неласковая погода не помешала необычной прогулке по любимому городу. Ребята разделились на две команды и в сопровождении кураторов и организаторов квеста охотно и быстро разгадывали загадки и продвигались по своим маршрутам. На каждой точке маршрута команды получали буквы, которые в финале должны были сложиться в одно слово — «Океанология».
31 октября, в Международный день Черного моря состоялась Торжественная церемония награждения участников и победителей Марафона. Началась она демонстрацией лучших работ творческого конкурса «Давайте беречь наше море». Юные видеографы, фотографы, художники были награждены именными дипломами и сувенирами от Всероссийского фестиваля науки, а победители конкурса в каждой номинации в дополнение к этому получили бесплатные билеты в Крымскую астрофизическую обсерваторию, в музей «Подземный Севастополь», на выставку «История Севастополя», в Севастопольский аквариум-музей и сладкие призы от компании «Медоборы».
Награждение победителей интеллектуально конкурса проходило не менее торжественно. Ребят и кураторов команд также наградили дипломами Марафона, сувенирами, бесплатными билетами и сладкими призами. Специальные призы в виде настольных игр «Открой океан», разработанных учеными Морского гидрофизического института, достались игрокам команды «Бригантина», занявшей 1-е место.
Самым ярким подарком для всех гостей праздника стало финальное мероприятие Марафона — научная битва будущих ученых Science Slam School.
В школьном научном поединке выступили:
-
Александра Штрунц (гимназия № 1, 11 класс, Малая академия наук. Тема выступления: «Дело о фитопланктоне») в своем захватывающем докладе рассказала об опасных для человека токсичных микроводорослях красного цвета, исследованиями которых она занимается;
-
Даниил Колесников (школа № 14, 11 класс, Аэроквантум. Тема выступления: «Что такое Clever?») заинтересовал зрителей своим увлечением — разработкой и программированием дронов для быстрой экстренных грузов, например горячей пиццы;
-
самый младший участник Алексей Типцов (школа № 59, 4 класс, Космоквантум. Тема выступления: «С Луны на Марс или Найти второй дом») раскрыл перспективы переселения землян на красную планету;
-
София Купцова (7 класс, семейная форма образования, Космоквантум. Тема выступления: «Бездна невозврата») поделилась многими тайнами черных дыр, в которые она не понарошку влюблена;
-
Игорь Николаевский (гимназия № 1, 5 класс, VR квантум. Тема выступления: «Анти-Фоб») предложил рецепт преодоления разных фобий в виде разработанной им виртуальной игры.
Каждому бойцу было выделено не более 10 минут на выступление, и этого времени хватило, чтобы юные гении покорили публику. Зал взрывался аплодисментами. Шумомер — прибор, определяющий победителя по громкости зрительских оваций, показывал на дисплее каждый раз почти одинаковые цифры. И все-таки с небольшим отрывом от остальных ребят победу в первом в Севастополе научном бою для школьников одержал Игорь Николаевский.
Авторы фотографий — Алеся Медведева, Никита Логинов, Павел Поликарпов, Максим Муханов.