Сайт «Форпост»: «Учкуевский оползень в Севастополе ожил»

Опубликовано: 21 января 2019 г.
Метки: СМИ, Горячкин Ю.Н.


В домах, висящих над обрывом, по-прежнему живут люди.

Дома над обрывом

Оползень, грозно заявивший о себе Севастополю в июле-августе прошлого года, вновь активизировался. В этом сегодня убедились сотрудники Морского гидрофизического института РАН, представители Севприроднадзора и журналисты FоrPost.

Слишком много влаги

О том, что в Учкуевке опять неспокойно, мы узнали от ученых МГИ несколько дней назад. Ухудшение, по их словам, было вполне ожидаемо: еще осенью 2017 года сотрудники института на круглом столе в Заксобрании предупреждали, что оно может наступить в любую минуту. Главными активизирующими факторами тут могут оказаться осадки и штормы.

«Когда выпадает большое количество осадков, склон напитывается влагой, как губка. Он становится тяжелым, и создаются условия для его сползания. А волнение на море подмывает склон снизу. И летом прошлого года эти факторы совпали», - поясняет доктор географических наук, ведущий научный сотрудник МГИ Юрий Горячкин.

Склон оползня

В результате летнего оползня пострадали несколько участков, один из которых полностью сполз в обрыв. К счастью, ущерб был причинен имуществу людей, но не им самим. В общей же сложности к опасной зоне были отнесены 33 участка.

Дом, снесенный оползнем

В октябре ученые сообщили, что оползень стабилизировался, но надолго ли, знает только Господь Бог. С начала зимы осадков тоже выпало много. В результате появились новые трещины, которые довольно быстро увеличиваются. Обнаружил это сотрудник МГИ и ведущий геолог «Крымгеологии» Алексей Фёдоров.

«В августе этих трещин не было. Алексей Павлович был здесь в понедельник, и сегодня, в пятницу, видно, что склон осел еще больше», - рассказывает Юрий Горячкин.

Новые трещины в земле

По словам Алексея Федорова, явные признаки активизации видны вверху и внизу, а вот на склоне они менее заметны. Но радоваться тут нечему: идет накапливание напряжения, которое может дать о себя знать в любую минуту.

«Рано или поздно оно рванет и, возможно, разрушит набережную», - предупреждает Алексей Павлович.

И напоминает: помимо уже упомянутых штормов и осадков, которые насыщают грунт влагой и значительно утяжеляют его, огромную роль играет и сам человек. Да, разрешения на строительство в оползнеопасной зоне давались в украинские времена. Но сами-то люди должны понимать, что без элементарного решения вопроса о канализации производимые ими стоки буквально вымывают землю у них из-под ног!

Вид на пляж

Авось и небось

Более точную картину происходящего в Учкуевке ученые получат, когда с помощью снимков с квадракоптера и специальной программы создадут трехмерные изображения побережья. Для этого квадракоптер совершает тот же самый путь, который проделывал уже не однажды. Маршрут задается с помощью специального приложения, однако тут тоже все непросто.

«Тестовая версия приложения закончила свое действие, а оплатить полноценную мы не можем при всем желании – программа американская, а мы под санкциями», - поясняет старший научный сотрудники МГИ Вячеслав Долотов.

Запуск квадракоптера

Ситуация крайне печальная, поскольку серьезно осложняет научную деятельность. Оползни сотрудники МГИ изучают давно и серьезно, сейчас вот подготовили цикл статей на эту тему. Отдельно разбираются оползни на Северной стороне, отдельно – в Балаклаве и т.д. Причем прежде такая работа по отношению к севастопольским оползням, в отличие от крымских, не проводилась.

«Севастополь всегда был закрытым городом, поэтому исследований здесь проводилось мало, а писали о них еще меньше», - говорит Юрий Николаевич.

Еще одна проблема: судить о том, что происходит во дворах висящих над обрывом домов, невозможно из-за нежелания их хозяев пустить к себе специалистов.

Обследование опасного участка

Подъехавшие на место после нас сотрудники департамента общественной безопасности правительства Севастополя, правда, заверили, что это вопрос решаемый. Представиться они не захотели, однако сообщили, что сейчас прорабатывается схема размещения предупреждающих знаков, которые нужны не только в Учкуевке, но и на Фиоленте, и в Балаклаве, и в других обвалоопасных местах.

Опасная зона

Примерная стоимость одного знака с установкой (бетонированием основания) оценивается приблизительно в 10 тысяч рублей. Говорят, это нормально. Подействуют ли знаки – вопрос отдельный. Научный сотрудник МГИ Людмила Харитонова рассказала о картине, которую наблюдала в районе Учкуевского оползня летом прошлого года: отец семейства смело перелез через ограждающую ленту, спустился к пляжу и, бегло осмотревшись, крикнул жене и детям, чтобы спускались и они. Наш родной «авось» жив и сдавать позиции не собирается. Меж тем очередной обвал, по словам ученых, можно случиться не только в любой день, но и в любую минуту.

Ольга Смирнова.

Фото: Даниил Осипенко, Тарас Любимов

Видео: Тарас Любимов

Видеосъёмка с квадрокоптера предоставлена МГИ РАН