Опубликовано: 21 декабря 2017 г.
Метки: интервью, Кубрякова Е.А., динамика океанических процессов
Интервью с младшим научным сотрудником отдела динамики океанических процессов ФГБУН МГИ Еленой Кубряковой
В рамках программы молодёжных обменов с 28 ноября по 8 декабря 2017 г. состоялся официальный визит российской делегации в Южную Корею. Нашу страну представляли молодые сотрудники Федерального агентства по делам молодежи, государственных корпораций «Роскосмос», «Росатом», «Ростех», студенты МГУ, НИТУ «МИСиС», РГГМУ, СПбГТИ(ТУ), а также представители Академии молодежной дипломатии, ООО «Максат-Рус» (Республика Татарстан). Представителем от Морского гидрофизического института в этой делегации выступила младший научный сотрудник отдела динамики океанических процессов Елена Кубрякова.

— Елена, расскажите, пожалуйста, как Вы узнали о программе молодежных обменов?
— О поездке молодёжной делегации, цель которой в 2017 г. заключалась в развитии молодежного диалога между Россией и Кореей в сфере науки и инновационных технологий, я узнала из сообщения на сайте Федерального агентства по делам молодежи (ФАДМ). Впервые о возможностях, предоставляемых ФАДМ, мне стало известно еще два года назад благодаря молодёжному Форуму, который в декабре 2015 г. проводился в Севастополе при участии представителей ФАДМ.
— С российском стороны мероприятие было организовано ФАДМ. Кто являлся принимающей стороной?
— Поездка состоялась благодаря приглашению от Министерства по делам гендерного равенства и семьи (далее — Министерство). Программа разрабатывалась сотрудниками Агентства по работе с молодежью в Корее, которое работает при Центре молодежных обменов. Инициатива ежегодных двусторонних обменов молодежными делегациями реализуется ФАДМ совместно с южнокорейским Министерством по итогам договоренностей, достигнутых в ходе официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Республику Корея в 2013 году.

— Полгода назад Вы уже посещали Южную Корею, представляя свою научную работу на Международной конференции «Climate, Oceans and Society: Challenges & Opportunities», проходившей в городе Пусане. В каком городе проходили мероприятия в рамках молодежного обмена?
— За десять дней поездки нам удалось посетить пять городов Кореи: Сеул, Йонъин, Сувон, Тэджон и Кохын. Программа поездки была спланирована корейскими коллегами таким образом, что мы успели не только посетить эти пять мест, но и полюбоваться страной, проезжая через нее с севера на юг и в обратном направлении на автобусе и по скоростной железной дороге KTX (Korea Train eXpress).
— Десять дней — продолжительный период времени. Как была устроена программа?
— Условно я бы поделила всю программу на четыре блока: официальные визиты, знакомство с историей и культурой Кореи, научно-образовательная программа и непосредственно общение с корейскими студентами.
— Расскажите подробнее о каждом из блоков программы.
— 30 ноября 2017 г. в Посольстве России в Республике Корея состоялась встреча Посла России А.А. Тимонина с нашей делегацией, возглавляемой заместителем руководителя ФАДМ Р.А. Камаевым. Во время встречи Александр Андреевич Тимонин рассказал нам об особенностях развития отношений между Россией и Республикой Корея в современных условиях, а также о новейших тенденциях технологической и инновационной политики Южной Кореи.



Встреча с заместителем министра по вопросам гендерного равенства и семей Республики Корея Ки Сун Ли состоялась 1 декабря. На встрече обсуждались вопросы взаимодействия России и Кореи на молодежном уровне, а также участие молодежи наших стран в образовательных форумах.



С целью знакомства с историей страны для нас была организована экскурсия в Национальный музей истории Кореи, мы посетили Мемориал, посвященный корейской войне. Кроме этого, нам удалось посетить Кёнбоккун — официальную резиденцию короля, основанную правителями династии Чосон в 1395 г. и дворцовый комплекс Токсугун. Для того чтобы мы оценили красоту ночного Сеула, для нас была организована экскурсия на Сеульскую телебашню, которая является одним из символов южнокорейской столицы.



И конечно же, познавать культуру страны невозможно без дегустации национальной кухни. Поэтому ежедневно нас знакомили с разнообразными блюдами — совершенно новыми для нас, но очень популярными среди корейцев.

В рамках научной программы мы посетили Samsung Innovation Museum, LG Science Center, а также аэрокосмический научный институт Кореи, в котором занимаются исследованиями и разработками в области систем и основных технологий для самолетов, спутников и космических ракет-носителей.
В Samsung Innovation Museum нас познакомили не только с историей электронной промышленности, но и с достижениями Samsung Electronics в сфере IT, включая разработку технологий полупроводников, мобильных технологий и т.п.
LG Science Center был основан в 1987 г. Деятельность этого центра направлена на привлечение интереса подрастающего поколения к науке. Кроме того, в Сеуле существует еще один научный центр — Seoul Science Center — экспозиции которого также направлены на то, чтобы на доступном для детей языке объяснить основные научные понятия. И не просто объяснить, но и наглядно продемонстрировать. Неудивительно, что экономика Южной Кореи развивается достаточно успешно, ведь юные корейцы уже с детства приобщаются к научной деятельности.





В Корее существуют пять молодежных центров, каждый из которых специализируется в своем направлении. В Кохын мы посетили Молодежный космический центр, на территории которого расположен и планетарий, и учебные корпуса для школьников, и общежитие. Нам провели экскурсию по Центру, а потом рассказали о звездах. К счастью, была полная луна и ясное небо. Мы получили незабываемые впечатления!




— Готовясь к этой поездке, Вы говорили о том, что Вам предстоит выступать перед коллегами с коротким докладом о деятельности МГИ. Очень хочется узнать, как прошло это выступление, как была воспринята аудиторией информация о Морском гидрофизическом институте?
— Один из дней был посвящен как представлению презентаций наших российских коллег о деятельности их организаций, так и выступлениям корейских студентов. Это был один из важнейших форматов молодежного обмена.
В рамках своего выступления я рассказала кратко об истории МГИ, а также об основных направлениях работы нашего института. Поскольку это было в рамках молодежного обмена, я сделала акцент на проектах, которые ведутся нашими молодыми специалистами. Я упомянула, что целевой аудиторией наших разносторонних проектов является не только научное сообщество, но и общество в целом. Мы проводим научно-популярные мероприятия для молодёжи, в том числе для школьников, ведь именно они сегодня являются залогом развития нашей сферы науки в будущем.




— Что больше всего поразило Вас в выступлениях Ваших коллег? О чём рассказывали корейские студенты?
— Российские коллеги представляли различные организации. Я очень рада знакомству с каждым из них. Например, после рассказа коллеги из научно-производственного объединения автоматики имени академика Н.А. Семихатова (РОСКОСМОС, г. Екатеринбург) я теперь точно знаю, что мое желание познакомиться с Екатеринбургом непременно осуществится. Моя мотивация укрепилась, когда я узнала, что в этом городе открыли первый на Среднем Урале Музей космонавтики и ракетно-космической техники. В экспозиции музея представлены разработки АО «НПО автоматики» в части космических программ, исторические материалы о создании и развитии предприятия. Кроме того, каждый посетитель может не только увидеть подготовительные этапы старта ракеты на механическом макете, но даже принять участие в интерактивном запуске ракеты-носителя! Очень познавательными были выступления коллег из Республики Татарстан, которые рассказывали о возможностях для молодёжи в своем регионе. Надо отметить, что их опыт работы с молодежью впечатляет и вдохновляет.
Корейские студенты, в свою очередь, не только рассказали о нюансах образования в Корее, но и продемонстрировали свои умения в тхэквондо, а также исполнили гимн России!
В рамках одной из встреч преподаватель русского языка в университете Кёнгхи Елена Сергеевна Бриченкова поделилась своими наблюдениями о жизни в Южной Корее, а также рассказала о системе образования в этой стране. Запоминающимся стал рассказ о том, что в Корее оценки выставляются по жесткой сравнительной системе, где на группу из двадцати человек приходится примерно девять «пятерок», при этом средний балл группы не должен превышать «четверки»! Школьное обучение в РК представляет собой трехступенчатую систему, и ребята учатся двенадцать лет! На самом деле интересной информации за время поездки накопилось достаточно много, но она уже не для формата интервью.
— Насколько полезной была для Вас эта поездка? Отразится ли она как-то на Вашей научной работе, на Вашей деятельности в совете молодых учёных МГИ?
— Если выступления на научных конференциях необходимы в первую очередь для рекламы научных достижений, то подобного рода поездки полезны для обмена опытом с коллегами из других стран. Не раз упоминалось, что в Корее на хорошем уровне ведется образовательный процесс. Поэтому одна из целей моей поездки как раз и заключалась в том, чтобы понять, что и каким образом мы можем перенять и использовать в своих проектах, ориентированных в том числе на подрастающее поколение.
— Каким будет продолжение этой программы?
— Разработкой и развитием программы занимаются специалисты из ФАДМ и их корейские коллеги, но они прислушиваются к идеям, поступающим от участников проекта. И я, со своей стороны, тоже предложила помощь в разработке одной из следующих программ, которая будет посвящена изучению Мирового океана.
Все фотографии предоставлены участниками молодежной российской делегации.