Без науки жизнь неинтересна

Опубликовано: 28 ноября 2017 г.
Метки: Васечкина Е.Ф., интервью


Интервью с заместителем директора Морского гидрофизического института, доктором географических наук Еленой Фёдоровной Васечкиной

Елена Федоровна Васечкина

Елена Фёдоровна, сейчас Вы много делаете для того, чтобы привлечь внимание молодого поколения к такой интересной профессии как океанолог. А что в свое время привлекло Ваше внимание к ней?

В наше время все смотрели фильмы Жака Кусто. Почти вся наша группа океанологов пришла в институт под их влиянием. (Если бы сейчас уровень популяризации океанологии был таким же – я уверена, что конкурс в нашу аспирантуру составил бы 3-5 человек на место). Вы помните эти фантастические подводные съёмки, которые просто завораживают?! Поступив на океанологический факультет Одесского гидрометеорологического института, мы все ждали, когда же начнётся что-то похожее, но оказалось, что гидрофизика – это не совсем то, что мы себе представляли, насмотревшись прекрасных фильмов Кусто.

В годы студенчества Вам удалось хотя бы частично утолить эту тягу к романтике, вызванную фильмами?

Да, когда я училась в институте, мне удалось дважды поучаствовать в экспедициях. Каждый из рейсов длился четыре месяца. Это было здорово! Получив диплом, год я проработала в Севастопольском отделении Государственного океанографического института имени Н.Н. Зубова и поступила в аcпирантуру Морского гидрофизического института, который и стал впоследствии моим профессиональным пристанищем.

В стенах института Вы прошли путь от аспиранта до заместителя директора по научно-методической и образовательной работе – путь, который может служить примером для многих молодых сотрудников. Был ли он легким для Вас?

Я не думаю, что мой профессиональный путь может быть для кого-то примером, ведь у меня трое детей, которых нужно было растить и воспитывать в тяжелое перестроечное время. Всё это очень сильно отвлекало от науки. Людям, которые хотят стать учёными, всё-таки нужно выбирать между наукой и детьми.

Тем не менее, Вам и тогда многое удавалось успевать и теперь удаётся, ведь занимаясь административной работой, Вы успеваете писать научные статьи, участвовать в конференциях, выступать с докладами…

Дело в том, что для меня жизнь без науки неинтересна. Даже когда я воспитывала детей и боролась за их выживание, вынужденные отрывы от науки огорчали меня. Поэтому, если я сейчас буду заниматься только административной работой и заброшу научную деятельность, будет очень грустно. Приходиться успевать справляться со своими административными обязанностями и выкраивать время для любимого дела.

То есть Ваш творческий интерес больше тяготеет к решению научных задач нежели административных?

Конечно! Если не заниматься наукой, внутри начинает расти уровень неудовлетворенности собой, в первую очередь, и окружающим миром, может даже появиться раздражение. Мозг нужно нагружать, иначе – никак. Мне очень нравится решать задачи. В рамках океанологической профессии я всегда занималась математическим моделированием. Это и обработка больших массивов данных, из которых нужно вытащить имеющиеся закономерности и построить на их основе прогноз, и модели сложных систем. Пыталась овладеть определёнными методами моделирования, придумать новые, применить какие-то свои подходы – всё это задачи, которые мне всегда было интересно решать.

Административная работа накладывает на Вас много обязанностей?

Во-первых, в моем подчинении сейчас находится библиотека, и с этой сферой связано очень много вопросов, требующих решения, и планов, которые хотелось бы реализовать в ближайшем будущем. Речь идет и о совершенствовании электронной библиотечной системы, и о создании объединенной морской библиотеки. Ещё одним полем деятельности для меня сегодня является популяризация науки в целом и научных достижений нашего института. И, конечно же, самым главным, требующим от меня, как от администратора, наибольшего внимания объектом является наша аспирантура – кузница новых кадров. Здесь нужно учитывать время, в которое мы живём, и готовить ребят, ориентируясь на последние достижения в области методик и технологий обучения.

Вам представляется как-то модель успешной деятельности института? Условия, при которых институт будет развиваться и наполняться квалифицированными молодыми специалистами?

Я думаю, что сейчас у нас реализуется такая модель. Наш директор выбрал правильную стратегию поддержки молодых специалистов, включающую стимулирование научной активности, материальную поддержку новых идей и проектов. Результаты правильной политики дирекции института в отношении молодого поколения видны уже сегодня. У нас очень сплочённый и активный совет молодых учёных. Мне кажется, что в то время, когда я была аспиранткой, такого не было.

Вы очень активно поддерживаете идеи молодых специалистов, направленные на популяризацию науки и достижений института, способствуете реализации этих идей и сами непосредственно принимаете участие в организации научно-популярных проектов. Как быстро, на Ваш взгляд, можно будет увидеть результаты такой работы или они уже заметны?

Это долгосрочное вложение совместных интеллектуальных и творческих усилий. То, что школы приходят к нам на научно-популярные мероприятия, – уже результат, но, прежде чем сегодняшние школьники станут океанологами и придут к нам в институт на работу, пройдет 8-10 лет. В любом случае популяризация науки очень важна, ведь мы хотим, чтобы новое поколение молодых людей умело самостоятельно думать, критически оценивать действительность и творчески перерабатывать идеи, чтобы им была интересна наука!

Вам приносит радость то, чем Вы занимаетесь сегодня, есть ощущение, что все это Вы делаете не зря?

Это бывает, когда достигнута определённая цель, есть результат от потраченных усилий. Например, недавно мы успешно провели межшкольный Марафон в рамках Всероссийского фестиваля науки. Мне кажется, удовольствие получили все: и школьники, и партнёры проекта, и вся наша рабочая группа. Такие моменты не могут не радовать!

Какие цели сейчас являются для Вас первостепенными, какие идеи хотелось бы реализовать в ближайшем будущем?

Эти цели в первую очередь касаются области образования. Мне хочется, чтобы наш институт более серьёзно работал с молодёжью. Нам нужно не только развивать аспирантуру, но и участвовать в подготовке магистров по специальности океанология. Это можно делать, используя сетевую форму обучения, которая сейчас активно внедряется в университетах по всему миру. В Севастополе нет вузов, которые готовят океанологов, поэтому было бы очень правильно организовать подготовку магистров на базе нашего института. Проблема заключается в том, что в РФ пока не выработана четкая нормативно-правовая база для реализации таких программ, но эффективность этой идеи очевидна. Два года профильного обучения обеспечат приход готовых к океанологической профессии аспирантов, а в результате мы получим квалифицированных молодых специалистов, которые в большинстве своем останутся работать здесь, в Морском гидрофизическом институте. Я думаю, реализация такой идеи значительно поднимет престиж института.

Что Вы можете посоветовать или пожелать молодым специалистам, которые сегодня только начинают свой путь в профессии?

В первую очередь упорства! Не опускать руки, когда задачка не решается. Сложности, наоборот, должны подогревать интерес. Если не складывается какая-то задача или не получается то, что должно получаться, – это задевает, мозг начинает работать интенсивнее. Учёный не может спокойно спать, пока не найдет причину, пока не додумается до правильного решения, а когда наконец-то приходит победный момент, на пути возникают новые, ещё более сложные задачи. Решение этих задач и есть то самое интересное, ради чего мы приходим в науку. И еще, пожалуй, не терять критического отношения к своим результатам, проверять и перепроверять!