В. А. Юркин,
председатель Московской региональной организации Профсоюза работников РАН
ispolkom_mos@rambler.ru
Вопрос о заработной плате относится к той категории вопросов, о которых много говорят, но очень мало пишут. Прежде чем переходить к обсуждению данного вопроса, следует отметить, что в величину заработной платы входят: должностной оклад, стимулирующие выплаты, доплаты за секретность, вредность, выплаты за участие в фундаментальных программах РАН — это бюджетная составляющая, а также, выплаты по грантам государственных научных фондов, хоздоговорным работам, контрактам — это внебюджетная составляющая. На сегодня заработная плата в учреждениях, подведомственных ФАНО, выплачивается в соответствии с положениями о заработной плате, созданными на основе [1], утвержденными руководителями организаций, и с учетом мнения профсоюзных организаций.
Вопрос заработной платы в учреждениях, подведомственных ФАНО, неразрывно связан с вопросом бюджетного финансирования. Попробуем рассмотреть этот вопрос в ближайшей и среднесрочной перспективе. В соответствии с [2] ФАНО должно быть профинансировано в 2015 году на 92,9 млрд. руб., в 2016 году — на 94,5 млрд. руб. и в 2017 году — на 90,8 млрд. руб. Из приведенных цифр понятно, что увеличения не наблюдается, скорее наоборот. А с учетом 10 % секвестра, уже прошедшего в этом году, ухудшение финансирования наблюдается значительное. Это в ближней перспективе. Оценивая три других документа [3, 4, 5], которые утвердило правительство РФ еще в 2012 году, о перспективах финансирования до 2020 года гражданской науки в РФ, фундаментальных исследований и государственных академий наук, следует отметить незначительный рост финансирования. Так как две программы [4, 5] являются составными частями госпрограммы [3], то на ее примере мы наблюдаем среднесрочную перспективу финансирования науки в РФ.
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Бюджетный сценарий, млрд. руб. |
170,1 |
192,9 |
209,9 |
228,7 |
242,7 |
256,9 |
Следует отметить, что госпрограмма «Развитие науки и технологий» в 2014 году претерпела изменения в связи с тем, что был принят ФЗ № 253 и было создано ФАНО. Представленные в таблице данные показывают рост финансирования данной программы с 2015 по 2020 год в 1,5 раза. Рост наблюдается, но сам уровень финансирования никак не сопоставим с теми задачами, которые были поставлены президентом страны в указе от 7 мая 2012 года [6]. Переводя это на язык цифр, следует отметить, что по указу президента в 2015 году правительство РФ обязано было обеспечить увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП, что в рублях составляет более 1500 млрд.
Итак, как было показано выше, бюджетное финансирование организаций ФАНО в ближайшие годы не будет увеличиваться даже по отношению к 2014 году. Какие же еще имеются возможности по повышению финансирования? В соответствии с [2] планируется увеличить по отношению к 2014 году финансирование государственных научных фондов.
Фонд, млрд. руб. |
Год |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
РФФИ |
9,2 |
12,2 |
14,0 |
14,0 |
РГНФ |
1,5 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
РНФ |
11,4 |
17,2 |
18,8 |
18,8 |
Как было сказано выше, данный вид финансирования по бухгалтерской отчетности относится к внебюджетному финансированию. В последние годы соотношение бюджетной и внебюджетной составляющих заработной платы в академических организациях было как 3 к 1. Возможно, с увеличением грантовой составляющей это соотношение несколько изменится. С учетом внешних обстоятельств трудно ожидать увеличения финансирования, связанного с выполнением хоздоговорных работ и контрактов.
На основе приведенных выводов можно сделать предположения о том, что заработная плата сотрудников учреждений, подведомственных ФАНО, в ближайшие годы не будет расти, за исключением тех, кто будет активно участвовать в выполнении грантов государственных научных фондов. Этот вывод относится к ситуации, когда численность сотрудников учреждений не изменяется и соответствует параметрам «дорожной карты» ФАНО.
На этом предположении можно было бы и закончить этот материал, если бы не было указа президента РФ [7], по которому правительству РФ к 2018 году необходимо обеспечить повышение средней заработной платы научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. На сегодня это условие в некоторых регионах РФ, где невысокая средняя заработная плата, уже соблюдается или близко к этому. Но организации Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов России очень сильно не дотягивают даже до среднего уровня по региону. Например, в Москве при средней заработной плате в 2014 году в 70 тыс. руб. (данные Мосгорстата) средняя заработная плата в организациях, подведомственных ФАНО, составила около 40 тыс. руб. В такой ситуации, чтобы обеспечить указ президента РФ, необходимо или резко сократить численность научных сотрудников, или значительно увеличить финансирование ФАНО. Для профсоюза работников РАН первый вариант совершенно не приемлем. Второй предпочтителен, но поскольку бюджет до 2020 года резко изменяться не будет, то увеличение возможно только за счет внебюджетных источников. Но бизнес просто так в науку не придет. И здесь следует идти по пути многих цивилизованных стран, когда для привлечения бизнеса в науку государство на законодательном уровне делает для него преференции. Пожалуй, это единственный способ выполнить указ президента [7] без принятия решений о резком сокращении научных сотрудников в организациях, подведомственных ФАНО. Профсоюзу работников РАН, XX Поволжской ассамблеи необходимо обратиться к руководству страны, в организации, обладающие законодательной инициативой, для рассмотрения вопроса участия бизнес-структур в финансировании научных исследований в России.
Литература
-
Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Федеральному агентству научных организаций. Утверждено приказом ФАНО от 25.11.2014 г. № 38Н.
-
Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
-
Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы. Утверждена Правительством РФ. Распоряжение № 2433-р от 20.12.2012 г.
-
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ № 2538-р от 27.12.2012 г.
-
Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013–2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 2237-р от 03.12.2012 г.
-
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
-
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».