
Исследование обмена теплом и количеством движения в пограничных слоях атмосферы и моря традиционно проводилось с использованием градиентных мачт, укрепляемых вблизи борта судна. Однако этот способ оценки мелкомасштабного взаимодействия атмосферы и моря не позволял исключить искажающего влияния на измерения корпуса судна.
В 1967г. в лаборатории взаимодействия атмосферы и океана МГИ под руководством В.В. Ефимова группой ученых в составе Г.Н. Христофорова, А.А. Сизова, Ю.П. Соловьева, В.Д. Шевчука была разработана притопленная градиентная станция (ПГС). Эта станция позволила производить определение пульсаций скорости ветра и течения, а также температуры на нескольких горизонтах вблизи границы раздела атмосферы и моря. Синхронно измерялось морское волнение. Работы производились в свободном дрейфе ПГС, а информация поступала на борт судна по кабелю.
Впервые измерения с помощью ПГС были проведены в 20-м рейсе НИС "Михаил Ломоносов" в 1967-1968гг. Результаты исследования с использованием ПГС позволили получить новые знания о механизме обмена теплом и импульсом в приводной атмосфере и приповерхностном слое моря, а также о мелкомасштабной структуре пограничных слоев атмосферы и моря.